Адаптация учащегося при переходе в пятый класс связана с психологическими трудностями. Новые учителя, необходимость постоянно переходить, неожиданно свалившаяся свобода. Все это вкупе и приводит к тревожности и стрессу. Как помочь ребенку справиться со своими страхами? Что делать нам, взрослым в этой непростой для него ситуации?
Причины
Каждый ребенок по-особому воспринимает окружающий мир. Одни комфортно чувствуют себя в новых непривычных обстоятельствах, легко осваивается с новыми правилами, заводит знакомства и знает по имени всех учителей. Другие же с опаской относятся ко всему происходящему вокруг. У таких детей приспособление к новой обстановке проходит более медленно и болезненно. Причинами такой адаптации являются:
- Разные требования учителей.
- Кабинетная система, переход из на каждый урок.
- Много новой информации и на уроках, и во внеурочное время.
- Отсутствие человека, с которым можно поговорить. Классный руководитель на всегда может быть рядом.
- Необходимость самостоятельно организовывать свое время.
Задача родителей и учителей помочь подростку справиться со своими страхами и неуверенностью и стать успешными в средней школе.
Поведение
Дети не всегда могут выразить словами, что они чувствуют, но по косвенным признакам близкий человек может прочитать: «Мне плохо». Поведение подростка скажет все за него.
Если ребенок:
- Вялый, утомленный, потерял интерес к учебе.
- Уклоняется от домашнего задания, ссылаясь на плохое самочувствие или просто не выполняет.
- Не хочет говорить о школе, переводит разговор на другую тему.
- Равнодушно реагирует на замечания.
- Забывает дома тетради и дневник.
- Жалуется на учителей и сверстников.
Эти признаки дают понять, что у ребенка есть проблемы и необходимо принимать меры.
Рекомендации классному руководителю
В школе самый близкий человек подростка – это классный руководитель. От его внимания и положительного настроя зависит жизнь всего класса и каждого ученика в отдельности. Именно он может вовремя распознать ребенка, который испытывает трудности и начать работу по его включении в учебную деятельность.
- Наладить контакты с учителями-предметниками и отслеживать успеваемость учеников по предмету. Вовремя выявлять проблемы с выполнением домашнего задания, наличием тетрадей, готовности к уроку.
- Проводить больше времени с классом, охватить вниманием каждого ученика, по возможности дать каждому ученику поручение и хвалить за его выполнение. Ребенок почувствует себя нужным, что повысит его самооценку.
- Посетить основные уроки, определить, как работают дети на других занятиях, их вовлеченность в процесс обучения.
- Рассадить детей с учетом их индивидуальных особенностей, медицинских показаний и психологического комфорта каждого ученика.
- Поддерживать контакт со школьным психологом и социальным педагогом, провести с их помощью анкетирование в классе, составить психологический портрет коллектива.
- Провести первое родительское собрание с приглашением учителей предметников. Дать рекомендации родителям по воспитанию ребенка в период адаптации.
Рекомендации родителям
Родителям необходимо следовать некоторым правилам, которые смогут помочь подростку преодолеть трудности в обучении:
- Использовать для проверки домашнего задания решебник с сайта Илюха-решает.рф. Например, гдз по математике для 5 класса.
- Интересоваться жизнью в школе, положительно отзываться об учителях и классном руководителе.
- Проверять выполнение домашнего задания, помогать собирать портфель.
- Не наказывать за плохие отметки. Ребенок не должен бояться показать дневник.
- Больше хвалить.
Эти несложные правила помогут детям пройти начальный период в средней школе и настроят его на положительное отношение к учебе.